среда, 13 октября 2010 г.

Мотивация учения и избыточность в э-курсах

Интересное сообщение  по мотивации в e-learning прочитала в блоге http://websoft-elearning.blogspot.com/2009/01/blog-post_17.html#links .
"Один из столпов педагогического дизайна Б.С. Блум (Bloom), исследуя проблему мотивации к учению, пришел к выводу, что важнейшим эмоциональным фактором, влияющим на эффективность обучения, является восприятие обучаемым самого себя в ходе учебы.
Если учащийся постоянно получает подтверждения успешности своего обучения, это вызывает в нем позитивные эмоциональные состояния и мотивирует к дальнейшей учебе. Неуспешный же ученик, который постоянно получает обратную связь о своих неудачах, склонен переживать их негативно, перенося отрицательные эмоции на учебу в целом.

В условиях сугубо электронного обучения, когда отсутствует непосредственный контакт с учащимся, е-курсы, по-видимому, должны учитывать это обстоятельство. Очень часто неудачный опыт обучения, имевший место в прошлом опыте сотрудника, может блокировать его желание учиться в дальнейшем. Не с этим ли связана в значительной мере проблема незавершенности электронных курсов?

Помимо трансляции знаний, электронные курсы, особенно для низко мотивированного к учебе персонала, видимо, должны содержать специальные средства оптимизации успеха.
К таким средствам, избыточным на первый взгляд, могут быть, в частности и в первую очередь, отнесены:
1. Разветвленная система обратной связи, включающая доброжелательное конструктивное реагирование даже на неудачу обучаемого
Например:
При выборе ошибочного варианта ответа в тестовом задании, учащийся получает сообщения типа: «Вы выбрали не лучший вариант ответа, поскольку … . Зато теперь шансы отыскать верное решение увеличились!» или «Ход Ваших мыслей понятен. Давайте рассмотрим последствия такого решения» и предъявить эти последствия в текстовой или графической (анимированной) форме, в виде имитации и т.п.
2. Возвраты назад по результатам, к примеру, предварительного или промежуточного тестирования. Вместо того, чтобы множить ошибки и укреплять недовольство учебой во многих случаях целесообразно вернуться к более простому или базовому материалу, выработать у обучаемого на его основе умение успешно решать задачи более низкого уровня. Таким образом, у учащегося может выработаться большая уверенность в себе и возникнуть увлеченность обучением.

Подобные мотивирующие элементы в электронных курсах, безусловно, приведут к усложнению их структуры и увеличению объема. На то они, однако, и курсы, то есть средства управляемого обучения, а не электронные инварианты содержимого книг и лекций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий